Web-инжиниринг

Func


Функции

Язык программирования не может обойтись без механизма многократного использования кода программы. Такой механизм обеспечивается процедурами или функциями. В JavaScript функция выступает в качестве одного из основных типов данных. Одновременно с этим в JavaScript определен объект Function.

В общем случае любой объект JavaScript определяется через функцию. Для создания объекта используется конструктор, который в свою очередь вводится через Function. Таким образом, с функциями в JavaScript связаны следующие ключевые вопросы:

  • Функция - тип данных
  • Функция - объект
  • Конструкторы объектов
  • Именно эти вопросы мы и рассмотрим в данном разделе.

    Функция - тип данных

    Определяют функцию при помощи ключевого слова function:

    function f_name(arg1,arg2,...)

    {

    /* function body */

    }



    Здесь следует обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, function определяет переменную f_name. Это переменная имеет тип "function":

    document.write("Тип переменной f_name:"+typeof(f_name);

    function f_name()

    {

    /* function body */

    }

    document.write("Тип переменной f_name:"+typeof(f_name));

    Во-вторых, этой переменной присваивается значение:

    document.write("Значение i:"+i.valueOf());

    document.write("Значение f_name:"+f_name.valueOf());

    var i=10;

    function f_name(a)

    {

    if(a>=0) return true; else return false;

    }

    document.write("Значение переменной f_name:"+i.valueOf()+"
    ");

    document.write("Значение переменной f_name:"+f_name.valueOf()+"
    ");

    В данном случае метод valueOf() применяется как к числовой переменной i, так и к f_name. По этой причине функции можно назначить синоним путем присваивания ее значения другой переменной:

    function f_name(a)

    {

    if(a>=0) return true; else return false;

    }

    document.write("Значение переменной f_name:"+f_name(1)+"


    ");

    b = f_name;

    document.write("Значение переменной b:"+b(1)+"
    ");

    function f_name(a)

    {

    if(a>=0) return true; else return false;

    }

    document.write("Значение переменной f_name:"+f_name(1)+"
    ");

    b = f_name;

    document.write("Значение переменной b:"+b(1)+"
    ");

    Совершенно очевидно, что если функцию можно присвоить переменной, то ее можно передать и в качестве аргумента другой функции. Все это усиливается при использовании функции eval(), которая позволяет реализовать отложенное исполнение JavaScript-кода. Отложенное исполнение - это возможность изменения программы по ходу ее исполнения. Типичным использованием eval() является сокращение кода за счет генерации однотипных строк:

    for(i=0;i

    {

    eval("document.write('kuku"+i+"<br>')");

    }

    Результат исполнения кода:

    for(i=0;i')");

    }

    Если бы мы кодировали "в лоб", то пришлось бы написать пять строк кода. Данный подход был использован в разделе "Изменение картинки" для инициирования массивов картинок, имена которых построены по принципу индексации ячеек таблицы.


    начало страницы


    Функция - объект

    У любого типа данных JavaScript существует объектовая "обертка" - wrapper, которая позволяет применять методы типов данных к этим переменным и литералам, а также получать значения их свойств. Например, длина строки символов определяется свойством length. Аналогичная "обертка" есть и у функций - объект Function.

    Например, увидеть значение функции можно не только при помощи метода valueOf(), но и используя метод toString():

    function f_name(x,y)

    {

    return x-y;

    }

    document.write(f_name.toString()+"<br>");

    Результат распечатки:

    function f_name(x,y)

    {

    return x-y;

    }

    document.write(f_name.toString()+"
    ");

    Свойства функции доступны для программиста только тогда, когда они вызываются внутри функции. При этом обычно имеют дело с массивом аргументов функции (arguments[]), его длиной (length), именем функции, вызвавшей данную функцию (caller)и прототипом (prototype).



    Рассмотрим пример использования списка аргументов функции и его длину:

    function my_sort()

    {

    a = new Array(my_sort.arguments.length);

    for(i=0;i<my_sort.arguments.length;i++)

    a[i] = my_sort.arguments[i];

    b = a.sort();

    return b;

    }

    b = my_sort(9,5,7,3,2)

    for(i=0;i<b.length;i++)

    document.write("b["+i+"]="+b[i]+"<br>");

    Результат исполнения:

    function my_sort()

    {

    a = new Array(my_sort.arguments.length);

    for(i=0;i");

    Если функция может быть вызвана из различных других функций, то в этом случае используется свойство caller:

    function slave()

    {

    document.write(slave.caller+"
    ");

    return slave.caller;

    }

    function master1()

    {

    slave();

    }

    function master2()

    {

    slave();

    }

    ...

    master1();

    master2();

    Результат исполнения двух последних строк:

    function slave()

    {

    document.write(slave.caller+"
    ");

    return slave.caller;

    }

    function master1()

    {

    slave();

    }

    function master2()

    {

    slave();

    }

    master1();

    master2();

    Еще одним свойством объекта Function является prototype, но это общее свойство всех объектов, поэтому и обсуждать его мы будем в контексте типа данных Object. Упомянем только о конструкторе объекта Function:

    f = new Function(arg_1,...,arg_n, body)

    Здесь f - это объект класса Function. Его можно использовать и как обычную функцию. Конструктор используют для получения безымянных функций, которые назначают или переопределяют методы объектов. Здесь мы вплотную подошли к вопросу конструирования объектов. Дело в том, что переменные внутри функции можно рассматривать в качестве ее свойств, а функции - методов:

    function Rectangle(a,b,c,d)

    {

    this.x0 = a;

    this.y0 = b;

    this.x1 = c;

    this.y1 = d;

    this.area = new Function("return Math.abs(this.x0-this.x1)*Math.abs(this.y0-this.y1)");

    this.perimeter = new Function("return (Math.abs(this.x0-this.x1)+Math.abs(this.y0-this.y1))*2");

    }

    c = new Rectangle(0,0,100,100);

    document.write(c.area());

    Результат исполнения:



    function Rectangle(a,b,c,d)

    {

    this.x0 = a;

    this.y0 = b;

    this.x1 = c;

    this.y1 = d;

    this.area = new Function("return Math.abs(this.x0-this.x1)*Math.abs(this.y0-this.y1)");

    this.perimeter = new Function("return (Math.abs(this.x0-this.x1)+Math.abs(this.y0-this.y1))*2");

    }

    c = new Rectangle(0,0,100,100);

    document.write(c.area()+"
    ");

    Обратите внимание еще на одну особенность - ключевое слово this. Оно позволяет сослаться на текущий объект, в рамках которого происходит исполнение JavaScript-кода. В данном случае это объект c класса Rectangle.


    Содержание раздела